Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора.
Сегодня в Серпухове действует около 40 автобусных маршрутов общей протяженностью около 1,5 тысячи километров, более сотни автобусов ежедневно перевозят около 30 тысяч пассажиров. Автобусы серпуховской автоколонны были использованы в 2014 году для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
Железнодорожная станция в Серпухове. 1868 г. Автор – Шерер, Набгольц и Ко
Первые два автобуса появились в Серпухове в 1926 году — всего через два года после открытия регулярного автобусного сообщения в Москве и практически одновременно с открытием его в Ленинграде. Они ездили по одному короткому маршруту: от вокзала до Гостиного двора без остановок. Чуть позже появились маршруты, идущие от вокзала до фабрики «Красный текстильщик» и станции Ока, а от станции Ока — до общежития, которое горожане называли Немецким домом, так как когда-то в нем жили иностранные специалисты фабрик Николая Николаевича Коншина. Автобусы ходили без расписания, отправляясь от конечной остановки, когда набиралось достаточное количество пассажиров. Промежуточные остановки на маршруте были «по требованию».
Привокзальная площадь в Серпухове. 1961–1963 гг. Автор – Нина Яковлевна Штыкова
Железнодорожная станция в Серпухове. 1907–1910 гг.
В октябре 1928 года в Серпухове был организован «Союзтранс» — туда входили три автобуса, несколько грузовиков и 16 лошадей и повозок. Уже в следующем, 1929 году автопарк пополнили четыре современных автобуса иностранного производства — два британских фирмы Leyland и два французских фирмы Renault. Под гараж для автобусов переоборудовали конюшни фабрики Анны Васильевны Мараевой в Заборье. Появились и новые маршруты.
Автобус «Лейланд» у Белорусского вокзала. 1930-е гг.
Развитие автобусного сообщения вызывало беспокойство у извозчиков, известны даже случаи, когда они намеренно выводили из строя железных конкурентов. Но развитие автобусного движения набирало все большие темпы. Вскоре автопарк пополнился отечественными автобусами ЗИС-8. В 1938 году «Союзтранс» был переименован в контору «Автотранспорт» Московского областного управления. ЗИС-8 сменили новые, более вместительные и удобные автобусы — ЗИС-16.
Автобусы ЗИС–8А “трёхосные”. 1934–1936 гг.
Новый автобус ЗИС–16 Московского автозавода им. Сталина. 1938 г.
В 1941–1942 годах, когда в районе Серпухова велись ожесточенные бои, движение общественного транспорта было приостановлено, так как практически весь автопарк города использовался для нужд фронта. В 1945 году роль пассажирских автобусов нередко выполняли грузовики с лавочками в кузовах.
Автобусная станция на площади Ленина в Серпухове. 1958 г. Автор – Валентин Хухлаев
К концу 1940-х годов автобусное сообщение начало восстанавливаться, а в конце 1950-х в город поступили новые автобусы — ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Разрабатывались и проекты запуска в Серпухове трамвайного сообщения, но ни один из них не был реализован.
В 1961 году в городских автобусах Серпухова впервые было введено беспрецедентное по тем временам обслуживание пассажиров без кондуктора. В 1973 году серпуховская автоколонна переехала из мараевских конюшен в современный крытый гараж на 200 автобусов.
Первые автобусы в Серпухове
В 1994 году в Серпухове на бывшем кузнечно-прессовом заводе «Унипресс» была выпущена ограниченная серия российско-скандинавских автобусов «РусСкан». В связи с дефицитом львовских автобусов ЛАЗ-695 и венгерских «Икарусов» планировалось развернуть в Серпухове серийный выпуск этих машин. К сожалению, первый выпуск оказался единственным. После этого «русские Скании» какое-то время производились в Дмитрове, а потом их выпуск был прекращен.