Памятник воинам-железнодорожникам «Паровоз СО 17-12»

Время прочтения: мин.

ул. Кирова

GPS: 45.850469 , 40.1182935

Паровоз СО 17-12, расположенный рядом с Привокзальной площадью, стал символом Тихорецка и объектом культурного наследия района. Выпущенный в 1935 году, он успешно служил на фронте в годы Великой Отечественной войны, участвуя в важных операциях.

История

Паровоз СО 17-12, установленный рядом с Привокзальной площадью, — это визитная карточка Тихорецка, но не только его. Мемориал является объектом культурного и исторического наследия всего Тихорецкого района. По результатам конкурса, проведённого в 2016 году газетой «Кубанские новости», паровоз стал одним из десяти самых интересных памятников архитектуры всего Краснодарского края и получил название «Жемчужина Кубани».



И это не удивительно — мало какой монумент имеет такую долгую и славную историю. Он был произведён в 1935 году на Харьковском паровозостроительном заводе. Машины серии СО (Серго Орджоникидзе) были тогда самыми мощными, надёжными и экономичными. С началом Великой Отечественной войны локомотив определили в паровозную колонну, приданную специальному формированию Народного комиссариата путей сообщения. Формирование призвано было обеспечивать подвоз бойцов, техники, боеприпасов к линии фронта. В тыл составы везли повреждённую боевую технику и раненых.



Экипаж паровоза СО 17-12 включал 13 человек во главе с машинистом Анатолием Брониславовичем Ждановичем и был интернациональным: вторым машинистом служил Григорий Глебов, главными кондукторами — Карл Бебрис и Альфред Гринберге, помощниками машинистов — Михаил и Станислав Залевские, поездным вагонным мастером — Григорий Кришко, поездными кочегарами — Гоги Гоберидзе и Арам Гамарели.


В составе паровозной колонны локомотив одним из первых доставил части Советской армии в Донбасс, достиг правого берега Днепра вблизи Днепропетровска. Одна из самых славных страниц в «биографии» СО 17-12 и его экипажа — участие в Корсунь-Шевченковской операции в январе — феврале 1944 года, когда он доставлял к линии фронта технику и топливо. Летом того же года машина транспортировала грузы в Восточную Пруссию, а также в Минск и Вильнюс. Наконец, 10 мая 1945 года локомотив перевёз состав из Франкфурта-на-Одере в столицу Германии.



Сразу после завершения военных действий локомотив вернулся к мирной работе — доставлял пассажирские поезда из Бреста в Берлин через Варшаву. В 1946 году машину отправили в локомотивное депо Москва-Сортировочная, потом — в Ростовское транспортное хозяйство. В 1974 году СО 17-12 хотели списать как не подлежащий ремонту ввиду его технического состояния, но сотрудники Северо-Кавказской железной дороги, помнившие его славное прошлое, решили сохранить машину для истории. В 1975 году паровоз был установлен в Тихорецке, продолжая радовать жителей и гостей города.




Похожие места

Могила С. А. Жебунёва и братская могила борцов за Советскую власть

Общая могила в Сердобске — место захоронения трёх местных большевиков, погибших при подавлении мятежа эсеров в 1919 году. Рядом с ними похоронен революционер Сергей Жебунёв. Место признано памятником истории Пензенской области.

Дом Растворовых — особняк XIX века в стиле эклектики

Одноэтажный особняк выполнен в стиле эклектики и тяготеет к позднему классицизму, он выделяется среди окружающих его строений. Дом помнит несколько поколений семьи Растворовых, а сейчас в его стенах занимаются воспитанники школы искусств.

Памятник воинам-защитникам города Ярцево в 1941 году

Мемориал расположен в местности, где в 1941 году шло ожесточённое сражение между небольшим по численности ярцевским истребительным батальоном и группировкой вермахта, усиленной немецким десантом численностью около тысячи человек.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!