Мятеж «белочехов» в Ртищеве

Время прочтения: мин.

Мятеж чехословацкого корпуса в 1918 году стал одним из ключевых событий начала Гражданской войны в России. Железнодорожная станция Ртищево оказалась в их центре.

История

Многие историки отсчитывают начало Гражданской войны в России с мятежа 50-тысячного Чехословацкого корпуса. Корпус растянулся по железным дорогам от Поволжья до Дальнего Востока. Восстание чешских легионеров произошло поздней весной — летом 1918 года и стало отправной точкой крупных боевых действий против советской власти. Одним из центров мятежа «белочехов» была станция Ртищево.




Мятеж начался после приказа наркома Л. Троцкого от 25 мая 1918 года, требовавшего полностью разоружить и расформировать чехословацкие части. Это нарушало соглашение от 26 марта между Совнаркомом и Чехословацким национальным советом. Соглашение гарантировало чехам свободное продвижение до Владивостока с оружием для самозащиты. К концу мая 1918 года эшелоны 4-го стрелкового Прокопа Великого полка из состава 1-й Гуситской стрелковой дивизии стояли на станции Ртищево уже около двух недель. Местные большевики попытались их разоружить. Легионеры категорически отказались. 27 мая конфликт перерос в вооружённое столкновение.



Саратовский Совет отправил на подавление мятежа части Красного латышского полка с артиллерией и бронеавтомобилями. Также приехал отряд крестьян-добровольцев. Они прибыли в Ртищево утром 28 мая. Латышские артиллеристы обстреляли чехословаков из орудий. Легионеры сдались. Днём удалось разоружить еще один эшелон Чехословацкого корпуса из Тамбова. После этого исполком ртищевского Совета часть верных ему войск отправил в виде конвоя в Тамбов, а часть — на подмогу пензенским коммунистам. И когда поздним вечером того же числа в Ртищево прибыл двухтысячный отряд легионеров под командованием поручика С. Чечека, им не составило большого труда занять станцию и осадить посёлок.

Легионеры захватили три паровоза и несколько бронеавтомобилей. В ночь на 29 мая чехословаки двинулись в Пензу и быстро ее заняли, но уже 31 мая в Пензу вошли части Красной Армии. Мятежники отступили к Сызрани. 1 июня 1918 года саратовские «Известия» сообщили, что железная дорога Ртищево — Пенза свободна для движения поездов.

2 июня в Ртищеве прошли торжественные похороны коммунистов, погибших в боях с «белочехами». Мемориал над их братской могилой до наших дней не сохранился.

 


Похожие истории

История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

Янтарный край и Янтарная комната

Янтарная комната — шедевр мирового искусства, ее называли восьмым чудом света. Последний раз она была собрана и демонстрировалась в Кенигсбергском замке. В конце Второй мировой войны янтарная комната оказалась утраченной.

Виллы Дувановской улицы и дом архитектора Адама Генриха

На пешеходной Дувановской улице расположены самые красивые и богатые дома Евпатории, построенные в начале ХХ века. Здания выдержаны в разных стилях — от неогреческого и югендстиля до стиля модерн.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!