Музей истории железнодорожного транспорта станции Медвежья гора

Время прочтения: мин.

Республика Карелия, г. Медвежьегорск, улица Артемьева, дом 12

GPS: 62.907379 , 34.448281

Строительство железной дороги стало мощным толчком в развитии города, поэтому здесь есть Музей истории железнодорожного транспорта.

История

За годы работы музей принял более 23 тысяч посетителей, в 2021 году — более 3,3 тысячи человек. Музейная экспозиция рассказывает об истории строительства Мурманской железной дороги, станций Медвежья Гора, Масельгская, о лесозаводчике Ф. П. Захарьеве, пребывании на станции англо-американских интервентов в 1919 году, работе предприятий железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 

Паровоз Эр № 791-70

Инициатором открытия и первым директором музея был Виктор Федорович Гришин (1949–2023). Местный уроженец, он работал в локомотивном депо станции Медвежья Гора с 1965 года, прошел трудовой путь от помощника машиниста до заместителя начальника депо. За безаварийный пробег в один миллион километров на локомотиве Гришина наградили Почетной грамотой Республики Карелия. Он кавалер ордена Славы III степени и почетный гражданин Медвежьегорска. Известен Виктор Федорович и как краевед, автор книг «Станция у Медвежьей горы» (2011), «Город у Медвежьей горы» (2013) и «Дорога длиной в сто лет: Масельгская — Медвежья Гора» (2018).


Виктор Фёдорович Гришин

Сейчас в музейный комплекс входит специально оборудованный вагон пассажирского типа, в котором развернута постоянная экспозиция, комната в помещении вокзала, где проходят сменные выставки, отреставрированный действующий паровоз Эр № 791–70, построенный в 1955 году на заводе имени Сталина в Познани (Польша), двухосный ретровагон (теплушка) с винтовой сцепкой, изготовленный в 1898 году на Коломенском машиностроительном заводе и работавший на Мурманской железной дороге с 1915 года, гидравлическая колонка для набора воды в тендер паровоза, двукрылый семафор электрожезловой системы, изготовленный в 1940-х годах, и мемориал учителям и ученикам открытой в 1917 году железнодорожной школы № 11, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1-2.Паровоз Эр № 791-70

3.Двухосный ретровагон. 1898 г.

4-5.Экспозиция музея истории железнодорожного транспорта

В музее много фотографий железнодорожников, работавших в разное время, а количество экспонатов более 700 единиц. Экспонируется железнодорожная форма разных лет. Посетители музея могут зайти в кабину отреставрированного паровоза, сфотографироваться в форме машиниста в кабине паровоза или с лопатой в руках у паровозной топки, ознакомиться с технологической конструкцией локомотива и услышать рассказ о работе локомотивной бригады.

У молодоженов Медвежьегорска сложилась традиция — в день заключения брака прийти в музей и ударить дважды в старинный железнодорожный колокол, отлитый до революции на колокольном заводе Буслаева в Самаре, символизируя этим начало новой семейной жизни.


Колокол в музее истории железнодорожного транспорта

Похожие места

Музей «Легенды СССР» , посвященный быту советского времени

Тематический отель-музей, в котором можно окунуться в атмосферу 1960–1980-х годов. Общая площадь экспозиции превышает 1 500 квадратных метров.

Художественная галерея — работы советских и современных мастеров

Экспозию открыли в 2003 году, она стала частью историко-краеведческого музея. Здесь проходят выставки, мастер-классы и уроки декоративно-прикладного искусства.

Павильон-музей «Домик Петра I»

Павильон “Домик I” совершенно заслуженно был возрождён в Лодейном Поле. Император посещал местную Олонецкую верфь, участвовал в спуске фрегата “Штандарт” на воду и контролировал строительство других судов зарождающегося Балтийского флота.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!