GPS: 66.586076 , 66.571686
Музей авиации находится под открытым небом около аэропорта Салехарда. Здесь представлены основные виды самолетов и вертолетов, когда-либо летавших над Ямалом.
Авиасообщение играет важную роль в развитии Ямала, поскольку до многих уголков большого региона можно добраться лишь воздушным путем. Полеты в полярных широтах нередко проходят в сложных условиях: при низких температурах, резких изменениях погоды, неверных показаниях магнитных компасов, отсутствии ориентиров, трудностях со связью.
Вертолёт Ми–8
Музей под открытым небом возник близ аэропорта Салехарда в 1970-х годах, когда его сотрудники установили на постаменты несколько списанных самолетов, чтобы отметить их вклад в освоение Крайнего Севера. Впоследствии музей пополнялся новыми экспонатами. В настоящее время здесь представлены основные виды самолетов и вертолетов, летавших над Ямалом.
Парк–музей авиатехники в Салехарде. 1980–1985 гг.
Самолет Ли-2 обслуживал геологов, рыбаков и представителей многих других профессий, работавших на Севере. На нем забрасывались экспедиции исследователей, проложивших маршрут железной дороги Чум — Лабытнанги — Салехард — Игарка. В музее представлен Ли-2Т с бортовым номером CCCP-73956, находившийся в эксплуатации в 1950–1973 годах.
Самолёт Ли–2Т – Разгрузка советского военно–транспортного самолета. 1942 г.
Особую роль в авиасообщении на Ямале играли гидросамолеты, способные садиться на озера и реки. Их обычно много около любого населенного пункта. Гидропорт Салехарда располагался на реке Полуй. В музее авиации экспонируется самолет Ан-2В на поплавковых шасси с бортовым номером CCCP-79854, который работал в 1961–1977 годах.
Вид с борта парохода «Михаил Калинин» на берег реки Полуй со зданием вокзала Салехардского гидропорта. 1954 г. Автор фото – Носкович Нина Алексеевна
В 1973 году салехардские пилоты освоили пассажирский самолет Як-40, впоследствии ставший здесь одним из самых распространенных. Первый на Ямале самолет этого проекта с бортовым номером СССР-87262, эксплуатировавшийся в 1973–1998 годах, можно увидеть в музее.
Ан-26Б с бортовым номером CCCP-26608 работал на Ямале в 1977–1993 годах. Самолеты этого проекта заменили Ли-2 в середине 1970-х годов.
Самолёт Як–40. 2011 г. Автор фото – Дмитрий–СХД
Самолёт Ан–26. 2015 г. Автор фото – Aleksei Grichkov
Самый большой экспонат музея — пассажирский самолет Ту-134А-3 с бортовым номером RA-65132, летавший в 1978–2011 годах.
Самолёт Ту–134. 2009 г. Автор фото – Хиша Марсов
С 1950-х годов в небе Ямала работают вертолеты. В музее представлены вертолеты Ми-1, Ми-4, Ми-6А и МИ-8. Ми-8Т(ТВ) с бортовым номером RA-25778 в 1974–1988 годах эксплуатировался в аэропорту Салехарда. Вертолеты этого проекта используются до сих пор.