Каменную плиту треугольной формы обнаружили случайно на территории Коэщевского городища. Она датирована 4–3 тысячелетиями до нашей эры. Это самый древний дошедший до наших дней материальный предмет, свидетельствующий о наличии письменности у одного из коренных народов Кавказа, с древних времен проживавшего на территории современной России.
Майкопская каменная плита. III в. до н.э.
Сейчас Майкопская плита находится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. После того как ее обнаружили, известный ленинградский кавказовед Георгий Федорович Турчанинов начал исследовать плиту и надписи на ней. Он пришел к выводу, что надпись сделана древнефиникийским письмом, но оригинальной, местной формы. При этом надпись по-финикийски не читалась, но, по мнению Турчанинова, хорошо толковалась по-абхазски. Он прочитал ее следующим образом:
Этот азегского царя Великого Марны потомок (сын) есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил (эту) крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху.
Майкопский археолог Нурбий Газизович Ловпаче предложил свою версию перевода, причем для расшифровки надписи он использовал не абхазский, а древнеадыгский язык. Ловпаче прочитал ту же надпись на плите следующим образом:
Великий жрец Хебату, наместник бога Касутава, 51-летний муж, придя в «сады», построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук (строителей), маталла и агари (граб) доставил правитель в город. В 25-й год хатама (процветания?) правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме, обпахав его
Майкопская каменная плита
Ученые объяснили, что древнюю надпись можно прочесть с использованием адыгского или абхазского языков из-за того, что мореходы древней Финикии, вероятно, контактировали с народами западного черноморского побережья Кавказа. Кроме того, Майкопская каменная плита свидетельствовала, что общим предкам абхазско-адыгской группы народов уже в эпоху бронзы не чужда была письменная культура. Эта ценнейшая находка в то же время говорила о международных связях предков современных абхазо-адыгов с другими культурными центрами мира, в частности с древнейшей финикийской цивилизацией. Вместе с тем предложенные расшифровки надписи на плите до сих пор вызывают научные дискуссии. Эту загадку ученым еще предстоит разгадать.