Марфа Ивановна Борецкая (урождённая Лошинская), более известная как Марфа-посадница, представляла собой редкий для средневековой Руси пример женщины-политика.
Известная участница политической жизни Новгорода прожила здесь всю свою жизнь, активно стремясь повлиять на положение республики в ходе стремительного возвышения Москвы.
Проезд Марфы Посадницы и вечевого колокола. Художник Андрей Петрович Рябушкин, 1885 год
Марфа принадлежала к числу богатейших людей Новгородской республики XV века и отстаивала идею вхождения Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах широкой автономии в противовес иной возможности — присоединению к Москве. Марфа Борецкая обладала крайне властным, решительным и амбициозным характером. Она дважды была замужем, второй её супруг — Исаак Борецкий — занял высшую выборную должность в Новгородской земле, став посадником. Марфа активно вмешивалась в политическую жизнь Новгорода, хотя и не всегда успешно. В частности, в 1470 году ей не удалось добиться производства в архиепископы её ставленника Пимена. Это заметно усилило позиции сторонников сближения с Москвой.
С 1430-х годов новгородское боярство рассматривало идею сохранения новгородской независимости через союз с находившимся тогда на пике могущества Великим княжеством Литовским. В Новгород не раз приглашали князей из Литвы. В 1470-е годы Марфа вместе с сыном — посадником Дмитрием — была лидером боярской оппозиции Москве, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV. Дом Марфы стал местом политических собраний, в которых она принимала непосредственное участие как яркий оратор.
Узнав о том, что Новгород склоняется в сторону Литвы, Иван III объявил республике войну. В Шелонской битве (1471) новгородцы потерпели сокрушительное поражение, а возглавлявшего их Дмитрия Борецкого обезглавили как политического преступника. Поскольку основные поставки хлеба шли в Новгород с юга, в городе вскоре стала ощущаться нехватка провизии. Отсутствие продовольствия лишало город надежды на успешное сопротивление Москве.
Новые попытки создать антимосковскую коалицию провалились. В 1477 году значительная часть имущества Борецкой, в том числе и её «чудный двор», уничтожил пожар. После окончательного присоединения Новгорода к Москве Марфу лишили всего имущества, отошедшего московскому князю. Она была арестована и насильно пострижена в монахини в Нижнем Новгороде, где и умерла в монастыре. На памятнике «Тысячелетие России» Марфа Борецкая изображена скорбящей над разбитым вечевым колоколом — символом свободы и независимости Великого Новгорода.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России». Разбитый вечевой колокол