Маневровый паровоз — артефакт эпохи угля и пара

Время прочтения: мин.

На улице Энгельса в Балашове стоит памятник универсальному солдату — паровозу «9п» 1955 года выпуска. Эта машина могла работать почти на любом твердом топливе: угле, торфе и дровах.

История

Краткая информация о маневровом паровозе выгравирована на латунной табличке, прикрепленной к кабине машиниста на экспонате. Паровозы марки «9п» были разработаны в середине 1930-х годов, в годы первых пятилеток их запустили в производство на Коломенском машиностроительном заводе, позже освоили их выпуск на Новочеркасском паровозостроительном, а затем и на Муромском заводе. Модель выпускалась до 1957 года.

Паровоз 9П-23534

Всего таких паровозов было построено немногим более трех тысяч, но до наших дней дошли единицы. Один «брат-близнец» балашовского паровоза сегодня стоит близ вокзала города Ревды Свердловской области, другой с 2023 года тянет ретропоезд из Сортавалы до пристани на Валааме, и это все.

Паровоз 9П-204

Ретропоезд «Рускеальский экспресс»

Локомотив марки «9п» не имеет тендера (вода и топливо находятся в специальных емкостях — танках), и потому в обиходе его называют «паровозом-танком». Еще одна его характерная особенность — способность работать практически на любом твердом топливе: угле, торфе и дровах. 55-тонный локомотив был предназначен главным образом для маневровых передвижений на фабрично-заводских и складских подъездных путях, либо для использования в качестве тягача товарных и пассажирских составов на относительно короткие расстояния. Паровоз, установленный на постаменте в Балашове, десятки лет обслуживал пригородные линии Балашов — Поворино и Балашов — Ртищево. Работавшие на нем машинисты вспоминают о нем с теплотой — как о надежном, неприхотливом и несложном в обслуживании локомотиве. 

Паровоз 9П-23534 и кран ПК15 в депо Старый Оскол. 1982 г.

Снятием с эксплуатации паровозов марки «9п» эпоха пара и угля на отечественных железных дорогах завершилась, на смену им пришли тепло- и электровозы. 



Похожие предметы

«Купеческая лавка»

Экспозиция посвящена купеческому сословию Глазова. Не слишком многочисленное, оно оставило после себя внушительное наследие, в частности, здания исторического центра, предметы быта.

Музей кирпичного искусства

Ейский кирпич стал настоящим проводником в строительные традиции прошлого. Здесь работали заводы, продукция которых пользовалась спросом по всей Российской империи. Музей кирпичного искусства позволяет узнать интересные факты об этой отрасли.

Большой Волжский маяк

Большой Волжский маяк построен в 1937 году. Его конструкция обеспечивает безопасное судоходство по каналу Москва — Волга и сделала его популярным туристическим объектом, известным также по телесериалу «Перевал Дятлова».
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!