Камбарский машиностроительный завод

Время прочтения: мин.

Республика Удмуртия, город Камбарка, ул. Советская, 23

GPS: 56.267497 , 54.192163

Бывший железоделательный завод Демидовых пережил множество этапов развития. В разные времена выпускались якоря, вагонетки, станки и целые тепловозы. В наши дни завод является градообразующим предприятием и выпускает широкий ассортимент продукции.

История

Камбарский машиностроительный завод изначально был железоделательным и входил в состав «империи» горнозаводчиков Демидовых. Его строительство проходило в 1761–1767 гг. под руководством Петра Григорьевича Демидова. На завод были переведены мастера из Тулы. Не имея собственных рудников, предприятие получало чугун для переработки в железо от других заводов Суксунского горнозаводского округа. К концу XVIII в. завод производил до 60 тыс. пудов железа в год, а к 1830 г. — до 100 тыс., часть продукции экспортировалась.



В 1830-х гг. демидовская эпоха для Камбарского завода подошла к концу, и вскоре он перешёл в казённое владение. Во второй половине XIX в. на фоне кризиса горнозаводской промышленности Урала предприятие начало приходить в упадок и часто меняло владельцев. С 1893 по 1916 г. оно принадлежало купцу 2-й гильдии Гавриле Степановичу Кондюрину, после чего стало собственностью акционерного общества Камских заводов.



В конце XIX в. предприятие начало производить тарантасы и якоря, а в начале XX в. освоило выпуск вагонеток для железных дорог и станков для заточки пил и цепей. В 1919 г. частные мастерские и национализированный Камбарский завод совместно выполнили правительственный «военно-срочный» заказ на изготовление телег для Красной армии, в результате чего был создан «Государственный экипажный завод № 6», однако в 1923 г. производство было законсервировано.

В 1933 г. на базе камбарского предприятия был организован литейно-механический завод, начавший серийный выпуск узкоколейных железнодорожных платформ для лесной промышленности. С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 г., решением ГКО СССР завод был передан в ведение Наркомата оборонной промышленности и в 1944 г. получил статус машиностроительного. После войны предприятие переключилось на производство вагонеток на конной тяге, узкоколейных грузовых платформ и пилорам. Постепенно расширялась номенклатура продукции: с 1950 г. завод стал выпускать снегоочистители, узкоколейные вагоны и плавучие земснаряды. В 1956 г. здесь был произведён первый мотовоз.




Продукция завода демонстрировалась на ВДНХ СССР в 1950–1960-х гг. Во второй половине 1960-х гг. на заводе была разработана специальная модель тепловоза для работы в условиях тропического климата, предназначенная для экспорта на Кубу и в Демократическую Республику Вьетнам. Продукция также поставлялась в Польшу, Грецию, Болгарию, Венгрию, Корею, Никарагуа и другие страны. В 1983 г. тепловоз камбарского производства получил медаль и диплом первой степени на Лейпцигской ярмарке.




С 1990-х гг. основным потребителем продукции завода стало ОАО «РЖД». С 2006 г. здесь освоено уникальное для России производство вагонов и тепловозов для детских железных дорог. Тепловозы Камбарского машиностроительного завода представлены в экспозиции Музея узкоколейных железных дорог в Екатеринбурге.




Сегодня Камбарский машиностроительный завод — это многопрофильное градообразующее предприятие, выпускающее оборудование для металлургии, металлообработки, сельского хозяйства, медицины, а также для нефтехимической, нефтеперерабатывающей, газовой и пищевой промышленности. Кроме того, здесь сохранилось и транспортное машиностроение.




Похожие места

Завод имени Я. М. Свердлова и ГосНИИ «Кристалл»

В 1915 году в Дзержинске построили завод по производству боеприпасов, который при большевиках получил имя Свердлова. Завод служил не только для военных, но и для мирных целей.

Волховская ГЭС имени Владимира Ильича Ленина

Волховская ГЭС вступила в строй 19 декабря 1926 года, на тот момент она была самой крупной в Европе. ГЭС обеспечивала электроэнергией Ленинград и Волховский алюминиевый завод.

Мельница Ивана Ивановича Кузьмина

В начале XX века в Бугульме хлебный рынок начал активно развиваться, в связи с чем в 1911 году Иван Кузьмин построил крупную мельницу. Оснащённая современным оборудованием и размещённая в центре города, она стала важным производственным предприятием, продукция которого использовалась для нужд армии во время Первой мировой войны. Мельница сохранилась до наших дней.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!