GPS: 56.621782 , 47.880130
Осенью 1907-го земское собрание решило участвовать в образовании специального фонда для технических изысканий в целях строительства этой железнодорожной линии. Правительство тогда же отклонило ходатайство царевококшайского и яранского земств «в виду отсутствия капиталистов, которым могла бы быть передана концессия на постройку дороги». К этому вопросу периодически возвращались.
В 1914 году инженер Московско-Казанской железной дороги В. С. Сермягин проводил изыскания по постройке новой «Заволжской линии» через Царевококшайск. Станцию предполагалось построить в треугольнике, образуемом деревнями Жуково, Марково и Пахомово. К практическому решению вопроса в Петрограде царевококшайцы привлекли Ивана Васильевича Годнева, депутата IV Государственной думы.
Иван Васильевич Годнев
В конце 1916-го появились оптимистические сообщения из Петрограда о принятом решении соединить Царевококшайск железной дорогой с Казанью и Галичем Костромской губернии. Но революция 1917 года отодвинула этот и многие другие планы.
В 1921-м правительство РСФСР откликнулось на ходатайство руководства Марийской автономной области о строительстве железной дороги. Область испытывала нужду в железной дороге, надо было вывозить главное богатство марийской земли — лес. Дорога нужна была также для вывоза сельхозпродукции, доставки различных промышленных товаров, для перевозки пассажиров.
Строительство железной дороги Яранск – Йошкар–Ола. 1946 г. Автор фото – Д.Ф. Онохин
Строительство дороги протяженностью 104 километра от станции Зеленый Дол до Краснококшайска началось в августе 1923 года. 7 сентября 1924-го из-за нехватки средств процесс был остановлен. Представители области поехали в Москву с настойчивой просьбой о возобновлении строительства. И лишь в августе 1925 года сооружение дороги снова началось, Совнарком РСФСР поручил его Правлению Московско-Казанской железной дороги.
Строители дороги на собрании. 1920-е – 1930-е гг.
В строительстве активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и других национальностей. Большая помощь была получена из Казани. На всем участке от Зеленого Дола до Краснококшайска было построено три моста через реки Илеть, Кундыш и Малую Кокшагу, возведены станционные помещения, выполнены большие земляные работы. К концу октября 1927-го дорога подошла к деревне Корта близ Краснококшайска. Это событие увековечено мемориальной доской на здании Йошкар-Олинского вокзала, открытой к 90-летию строительства дороги. А на железнодорожный вокзал Йошкар-Олы первый поезд прибыл в ночь на 22 октября 1928 года.
Прибытие поезда на станцию Йошкар–Ола. 1927 г.
Первое деревянное здание вокзала станции Йошкар-Ола было построено в 1927-м. Оно было снесено к началу 1980-х. Кирпичный железнодорожный вокзал в традиционном стиле подобных зданий, возводимых в городах СССР в 1950-е, был построен в 1956 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Самсонова. В 1960-м и 1984-м к нему были пристроены два крыла, предусмотренные первоначальным проектом.
Привокзальная площадь в Йошкар–Оле
Сегодня станция Йошкар-Ола Горьковской железной дороги является крупным транспортным железнодорожным центром, связывающим Йошкар-Олу с Москвой и другими городами.
Источник: © Яндекс.Карты – транспорт, навигация, поиск мест
Источник: © Кировский областной краеведческий музей имени П.В. Алабина
Источник: © Романовский мост
Источник: © Seldon.News – умный агрегатор новостей
Источник: © Университет во времени. Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского
Источник: © Чемодан тур.ру