Железная дорога появилась в Рыбинске в 1870 году. С ее появлением перевозка грузов стала вдвое дешевле и в 10–12 раз быстрее. Если по воде грузы доставлялись 90 дней, то теперь они доезжали до места назначения за 7–8 дней. Сегодня станция Рыбинск-Пассажирский Ярославского региона Северной железной дороги — главные сухопутные ворота Рыбинска.
Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске 1906-1908 гг.
В 1868 году Александр II утвердил Положение о строительстве Рыбинско-Бологовской железной дороги. Эта почти 280-верстная дорога должна была связать Рыбинск со старейшей в России рельсовой магистралью — Николаевской железной дорогой Москва — Санкт-Петербург. В июне 1870 года новая линия в составе 12 станций, 167 мостов и 191 переезда была введена в эксплуатацию.
Портрет императора Александра II Художник - Генрих фон Анджели. 1870-е гг.
В том же 1870 году в городе была построена водонапорная башня и Главные железнодорожные мастерские Рыбинско-Бологовской дороги, в советские годы превращенные в завод дорожных машин.
Железнодорожный вокзал в Рыбинске 1875-1877 гг.
В 1897 году Рыбинско-Бологовская железная дорога стала частью Московско-Виндаво-Рыбинской магистрали протяженностью 2475 верст. Получив выход к Виндаве (сейчас это латвийский город Вентспилс), единственному в России незамерзающему порту на Балтике, Рыбинск упрочил свою роль важнейшего перевалочного пункта на Верхней Волге. В 1898 году железная дорога связала Рыбинск с Ярославлем.
Общий вид Рыбинского вокзала со стороны железнодорожного полотна 1900-1909 гг.
На всем протяжении Рыбинско-Бологовской железной дороги ее вокзальные павильоны и прочие сооружения строились по проектам ученика Константина Андреевича Тона, академика архитектуры Карла Карловича Рахау (1830–1880 гг.).
Архитектор Карл Карлович Рахау Портрет из журнала «Зодчий». 1880 г.
Рахау построил и первый железнодорожный вокзал в Рыбинске. Здание вокзала было деревянным и сгорело в 1903 году. На его месте в 1904–1905 годах возвели кирпичное вокзальное здание в стиле модерн. Автором проекта стал гражданский инженер и художник Сима Исаакович Минаш (1877–1945), один из создателей Витебского и Николаевского железнодорожных вокзалов в Петербурге и оформитель Царскосельского вокзала.
Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске. Вид с юго-востока 1906-1908 гг.
С момента открытия в 1905 году Рыбинский вокзал стал центром городской светской жизни: в его ресторане устраивались банкеты, в вокзальном здании проходили балы, концерты, званые вечера. На Привокзальной площади был разбит сквер.
Дебаркадер вокзала в г. Рыбинске 1905-1910 гг.
В 1909 году на Рыбинский вокзал прибыл вновь назначенный первый в истории Рыбинска епископ Евсевий, а в сентябре 1914 года — первый эшелон с пленными ранеными австрийцами.
Железнодорожный вокзал в г.Рыбинске. Вид с юго-востока 1906-1908 гг.
В советские годы часть интерьеров вокзала была утрачена. В 2011–2014 годах в здании была проведена масштабная реставрация. Работы велись под руководством архитектора Натальи Гончаровой. В ходе реставрации были воссозданы деревянные детали интерьера, скульптура и лепной орнамент на стенах, метлахская плитка на полу, хрустальные люстры, литая чугунная лестница второго этажа. По сохранившимся фотографиям рыбинский мастер А. Кузнецов восстановил дебаркадер перрона вокзала, уничтоженный в 1972 году. Также была приведена в порядок Привокзальная площадь. В 2016 году коллектив реставраторов победил в международном конкурсе «Зодчество 2016».
Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске после реставрации и приспособления под современное использование 2020 г.
В левом крыле железнодорожного вокзала находится городской автовокзал.
Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске 2020 г.
Рыбинский вокзал имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.