Главный железнодорожный вокзал Астрахань-I изначально был тупиковым и располагался поперек линии. Первый поезд вокзал принял 2 октября 1909 года. В 1942 году астраханский вокзал стал проездным, а историческое здание частично снесли.
Вокзал Астрахани. Начало XX в.
Вопрос о проведении железной дороги до Астрахани впервые возник еще в середине XIX столетия, но тогда идею отклонили как технически трудноосуществимую.
Предшественницей астраханской части современной Приволжской железнодорожной магистрали была 76-километровая однопутная дорога, построенная в 1881–1882 годах между озером Баскунчак и Владимирской пристанью Ахтубы. Дорога не имела выходов к другим магистральным путям и функционировала сезонно, поскольку использовалась почти исключительно для перевозки баскунчакской соли с ее последующей перевалкой на водный транспорт. Баскунчакская дорога интенсивно эксплуатировалась: только за 1887–1888 годы по ней перевезли около 400 тысяч тонн соли. В первые годы советской власти дорога вошла в состав национализированной Рязанско-Уральской железной дороги.
Поезд, перевозящий на соленое озеро Баскунчак
В 1880–1890-е годы Астраханская городская дума дважды обращалась в Министерство путей сообщения с ходатайствами относительно полноценной железной дороги, но только в 1902 году правительство санкционировало строительство Обществом Рязанско-Уральской дороги 550-километрового пути, связавшего Астрахань с Нижневолжьем. Дорогу от станции Красный Кут Саратовской губернии до Астрахани начали строить в апреле 1903 года. Прокладывали ее в сложных геологических и климатических условиях — по безводной степи, солончакам и летучим барханным пескам, а на подходе к Астрахани — по местами заболоченной волжской дельте с пересечением пяти полноводных рек и 11 малых протоков. Движение на участке Красный Кут — Бузань-пристань открылось в июле 1907 года, а от вновь построенного 612-метрового моста через реку Бузан до Астрахани — в декабре 1909-го.
Бузанский мост
Мост через реку Бузан
Строительство двухэтажного кирпичного здания вокзала Астрахань-I с куполообразной крышей по проекту инженеров С. Хмелевского, А. Холодицкого, И. Филиппова и Н. Лаврентьева началось в 1907 году. Характерный псевдомавританский стиль вокзала подчеркивал значение Астрахани как «ворот на Восток». На сегодняшний день от него сохранился только западный флигель, в котором размещается администрация вокзала. В 1955 году на месте временного моста через Волгу перекинули новый — действующий по настоящее время автомобильно-железнодорожный мост.
Астраханский мост. 2019 г.
Рост пассажиропотока в послевоенные годы потребовал модернизации астраханского железнодорожного вокзала. В 1965–1972 годах по проекту института «Ленгипротранс» возвели новое, капитальное, полное света здание по адресу Вокзальная площадь, 20. Под путями проложен пешеходный тоннель. В 1990 году дорогу электрифицировали. Параллельно шла прокладка новых путей: в 1970 году введена в эксплуатацию ветка Аксарайская — Гурьев, связавшая Кавказ через Астрахань с Казахстаном, а в 2004 году линия Порт Оля — Яндыки как часть международного транспортного коридора «Север — Юг». Последняя модернизация вокзала Астрахань-I проведена в 2008 году в рамках подготовки к празднованию 450-летия города.
Вокзал Астрахань
Станция Астрахань-II Приволжской железной дороги обслуживает пригородные поезда и грузовые составы.
Источник: © Фотобанк Фотодженика
Источник: © Ruzgd.ru – История Рязанско–Уральской железной дороги https://pastvu.com/p/197403
Источник: © Новости Астрахани сегодня – Блокнот Астрахань
Источник: © Статья «Астрахань, ч.4 – миллион мелочей» на livejournal.com
Источник: © Статья «Астрахань с высоты – каспийские ворота России» на livejournal.com
Источник: © ТурПроездка.ру – Интересные информационные статьи в помощь самостоятельному путешественнику
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Железнодорожные вокзалы России