GPS: 52.494492 , 39.945817
Бурное строительство железных дорог, начавшееся в эпоху «великих реформ» Александра II, превратило Грязи в крупный транспортный узел государственного значения. Когда в середине 60-х годов XIX века в России началось интенсивное строительство железных дорог, одной из первых построили линию от Рязани до Козлова (ныне — Мичуринск). Её открыли 4 сентября 1866 года. Тогда же Министерство путей сообщения, созданное в 1865 году, разработало проект пути от Козлова до Воронежа и от Грязей до Ельца в рамках обширного плана по созданию железнодорожной сети в России, представленного первым министром путей сообщения П. П. Мельниковым.
Учредителями дорог на местах были земские собрания. Так, Воронежское земство поручило организацию строительства линии от Козлова до Воронежа подрядчику — рязанскому купцу первой гильдии С. С. Полякову. При создании дороги строилась и главная станция грязинского узла. В сентябре 1866 года заложили первый камень в основании станции Грязи-Воронежские.
Основные работы завершили к осени 1868 года. Паровозы, один из которых стоит ныне рядом со станцией, были импортные — из Вены, они имели и свои названия, например, «Князь Трубецкой», «Воронеж», «Козлов». Большинство вагонов было изготовлено в Гамбурге. Уже 20 декабря 1867 года состоялась пробная поездка от Козлова до Воронежа, но постоянное движение началось позже: 1 февраля 1868 года запущено грузовое, а 1 июня того же года — пассажирское сообщение.
1 марта 1867 года было решено строить отдельную товарную станцию и для дороги на Елец (ныне — Грязи-Орловские), и для дороги на Борисоглебск (ныне — Грязи-Волгоградские), а центральная должна была работать лишь для пассажирского сообщения. Строительство началось 1 мая 1867 года. 30 августа 1868 года со станции Грязи на Елец отправился первый поезд. С мая 1869 года приступили к строительству дороги на Борисоглебск с её продолжением до Царицына (ныне – Волгоград). Движение здесь было открыто 4 декабря 1869 года для пассажирских поездов, а с 12 декабря и для товарных.
Первое деревянное здание вокзала построили в январе 1868 года. Но скоро стало ясно, что небольшое помещение не вмещало все службы и пассажиров, и к нему была сделана пристройка. В 1883 году возвели новое здание из кирпича, сохранившееся в основных чертах до настоящего времени. Сам Александр II одобрил проект, поражающий современников величием и красотой. В конце XIX – начале XX веков он считался одним из трёх лучших вокзалов во всей Российской империи. В здании можно было отправить телеграмму, послать письмо, денежный перевод, почитать свежие газеты. В ресторанном зале имелся аквариум с золотыми рыбками для услаждения взоров пассажиров.
Многие атрибуты вокзала, например, навесы над перронами и балюстраду в 1920-е годы упразднили, а также упростили внутреннюю отделку. Газовое освещение в 1930-е годы заменили электрическим. Несмотря на это, вокзал «Грязи-Воронежские» и сегодня кажется неким величественным элементом из другого, большого, города, став композиционным центром Грязей. И с одной, и с другой его стороны в своё время развивались застройка, с обеих сторон, соединенных подземным переходом, построенным сравнительно недавно, находятся две площади с магазинами и автобусными стоянками
Сегодня поезда из Грязей идут до Адлера и Сухума, Севастополя и Новороссийска, Баку и Куляба, Душанбе и Ташкента, Волгограда и Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, даже Архангельска, а сама станция с ее многочисленными службами превратилась в одно из градообразующих предприятий.