GPS: 53.112064 , 46.600558
Параллельно с бурным экономическим ростом в России во второй половине XIX века строились и железные дороги. Они связали разные части страны в единый рынок и упростили перемещение товаров, в том числе вывоз хлеба с Поволжья в центр страны.
Ещё в середине XIX века встал вопрос о необходимости строительства железной дороги через Моршанск. Её построили в 1860-х годах. В 1866–1867 годах был построен железнодорожный перегон Ряжск — Моршанск. Он появился благодаря группе тамбовских дворян и промышленников во главе с Сергеем Дмитриевичем Башмаковым (1833–1877) — крупным помещиком, правнуком полководца А. В. Суворова. Следующий этап прокладки дороги к Волге осуществляло созданное для этих целей акционерное общество Моршанско-Сызранской железной дороги.
Предводитель Кирсановского уездного дворянства С. С. Башмаков. XX в.
В 1872–1874 годах проложили участок Пенза – Сызрань (более 20 станций). Его главным инженером был Пётр Антонович Борейша (1835–1904), который также участвовал в создании Морского канала в Санкт-Петербурге. Открытие Моршанско-Сызранского участка железной дороги состоялось 12 октября 1874 года. В этот день с вокзала Моршанска отправился первый поезд в Сызрань, а на пути его следования была станция Кузнецк.
П. А. Борейша – дядя К. А. и Е. А. Саловых.
Начало ХХ в.
Построенный участок был очень важен, он соединял центр страны со Средним Поволжьем. В дальнейшем, когда железную дорогу проложили по грандиозному Александровскому мосту через Волгу, она соединилась с участком, проложенным за Волгой. Он вёл через Самару на юг Урала. В конце XIX века пути дотянули до Челябинска, а там уже началось строительство Транссибирской магистрали до Владивостока. Так небольшой уездный городок оказался на магистрали, тянущейся через всю страну. Этот факт сыграл большую роль в развитии города.
Александровский мост через Волгу близ Сызрани. Конец XIX – начало XX в.
В конце 1880-х годов Ряжско-Моршанская и Моршанско-Сызранская железные дороги перешли в собственность государства и стали относиться к Сызрано-Вяземской железной дороге. После прихода советской власти, в 1929 году этот участок стал частью Куйбышевской железной дороги. Электричество на участке проложили в 1960-х годах.
Фотооткрытка-монтаж со схемой участка железнодорожного пути и видами городов.
1910-е гг.
В настоящее время станция Кузнецк сохраняет своё значение и относится ко II классу по объёму выполняемой работы. Со станции отправляются пригородные поезда.
Вместе с прокладкой путей в Кузнецке построили здание вокзала – оно было деревянным. Нынешнее каменное здание построили в 1913 году. Этот неординарный вокзал сразу привлекает к себе внимание. Проект выполнен в духе неоготики периода модерна. Центральная его часть возвышается над одноэтажным длинным зданием. Шатровая крыша вокзала украшена шахматной клеткой, а окна в его центральной части имеют стрельчатую форму.
Кузнецк. Железнодорожный вокзал. 1911 г.
Привокзальная площадь Кузнецка. 1960-е гг.
Реставрация вокзала прошла в 2013 году. В то же время благоустроили вокзальную площадь и установили мемориальную доску с именем Анны Петровны Жарковой (1918–1994), которая с 1950 по 1981 год была начальником вокзала. Анна Петровна удостоена звания Героя Социалистического Труда. В 2014 году на вокзальной площади установили памятник кузнецу, бессменному символу города.
Герой Социалистического Труда, дежурный по вокзалу Кузнецка А. П. Жаркова. 1940-е гг.