GPS: 58.132607 , 52.669563
В мае 1895 года Николай II подписал указ о прокладке железной дороги из Перми через Вятку в Котлас с заходом в порты Северной Двины. Строить планировалось за казённый счёт. Пермь-Котласская магистраль строилась в 1895–1898 годах. При планировании маршрутов учитывались экономические интересы территорий, по которым пройдёт дорога, а также то, какие грузы по ней пойдут. Существовало два варианта маршрута — северный и южный. В феврале 1896 года после длительных раздумий и колебаний был выбран северный, «чепецкий» (через Глазов). Землю под железнодорожное полотно, вокзалы и прочие сооружения Глазовское земство, долго добивавшееся реализации проекта, предоставило дороге безвозмездно.
Портрет императора Николая II. Начало XX в.
Пермь. Котласская линия железной дороги. 1910-е гг.
Первое здание вокзала торжественно заложили в июне 1897 года. Это было одноэтажное бревенчатое здание незамысловатой архитектуры с печным отоплением. Рядом с вокзалом была построена водонапорная башня для обеспечения составов водой. Первый поезд пришёл на вокзал 21 октября 1898 года. В 1900 году вошла в состав Пермской железной дороги.
Железнодорожная станция Глазов. 1910 г.
В советский период на железной дороге прошла череда преобразований. Переименованная в 1937 году в железную дорогу имени Л. М. Кагановича, в 1944 году она была разделена на Пермскую и Свердловскую, на которой оказался Глазов. В 1950-е годы Свердловская железная дорога вошла в состав Горьковской железной дороги.
Перрон старого железнодорожного вокзала. 1950–1960 гг.
Разобрали обветшавший деревянный вокзал в 1971 году. На его месте по типовому проекту было возведено новое трёхэтажное здание вокзала. Бетонная конструкция площадью 1700 кв. метров дополнена большими окнами разнообразной формы, что придаёт привлекательности зданию. В 2011 году через станционные пути построили надземный переход. В 2014 году начался капитальный ремонт вокзала, старую водонапорную башню снесли.
Железнодорожный вокзал в Глазове
В декабре 2016 года обновлённое здание вокзала снова начало принимать пассажиров. Оно стало намного просторней — общая площадь увеличилась почти на 20%. К реконструкции вокзальной площади приступили в 2018 году. Обновлённая площадь предстала перед горожанами летом 2020 г. Общая стоимость реконструкции составила около 54 млн рублей. Проект реализован правительством Удмуртии и ОАО «РЖД». Покрытие площади было полностью заменено, появились оригинальные фонари, скамейки с навесами, качели, фонтан с подсветкой, рядом — зона для прогулок и отдыха с детьми, удобная парковка.
Железнодорожный вокзал в Глазове
Сегодня на станции Глазов останавливается большая часть пассажирских поездов дальнего следования, а также пригородные поезда до Кирова, Балезино и Ижевска. На 2014 г. пассажиропоток станции составлял 260 тысяч человек в пригородном и 100 тысяч — в дальнем сообщении.
Источники:
© Портрет императора Николая II. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Фотооткрытка. Пермь. Котласская линия железной дороги. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Железнодорожная станция Глазов. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Перрон старого железнодорожного вокзала. Государственный каталог музейного фонда РФ