GPS: 57.423674 , 56.998204
Железная дорога пришла в Кунгур более столетия назад. С тех пор город стал важным пунктом Транссибирской магистрали.
Работа на подъездном пути. 1905-1911 гг.
Кунгур — станция Свердловской железной дороги, расположенная на улице Бачурина, на 1 532 километре главного хода Транссиба.
В 1874 году при обсуждении проекта Уральской горнозаводской железной дороги между Пермью и Екатеринбургом кунгурские купцы (в том числе чайный магнат Михаил Иванович Грибушин) дважды обращались в Министерство путей сообщения с просьбой проложить железную дорогу через их город, но им было отказано. Трасса прошла через Нижний Тагил и Невьянск.
Михаил Иванович Грибушин
К концу XIX века Горнозаводская дорога уже не справлялась с потоком грузов. Встал вопрос о строительстве второй железнодорожной ветки Пермь — Екатеринбург. В 1904 году Федор Федорович Скурский, директор Кунгурского технического училища Губкина, осуществив необходимые расчеты, обосновал целесообразность ее проведения через Кунгур — и своим докладом убедил в этом Министерство путей сообщения.
Фёдор Фёдорович Скурский
Карта Транссибирской магистрали
В 1905–1909 годах между Пермью и Екатеринбургом была построена железная дорога протяженностью 369 километров, которая обошлась казне более чем в 34 миллиона рублей. Одной из важнейших станций стал Кунгур, находящийся в 93 километрах от Перми и в 276 километрах от Екатеринбурга.
Железнодорожный вокзал. 1909-1910 гг.
Городская управа Кунгура выделила для вокзала участок в нескольких километрах от города, вошедший в городскую черту уже в советский период.
Строительство станции Кунгур шло по проекту Игнатия Николаевича Быховца. В стиле эклектики были выполнены станционные постройки: водонапорная башня, локомотивное депо и мастерские, коттеджи железнодорожников.
Водонапорная башня
В 1917-м в мастерских работал слесарем военнопленный Иосип Броз Тито — будущий президент Югославии.
Иосип Броз Тито
В отличие от большинства деревянных вокзалов Транссиба между Пермью и Екатеринбургом, строившихся по типовым проектам, вокзал Кунгура возведен из кирпича в стиле модерн по индивидуальному проекту архитектора Феофана Ефтихиевича Вольсова.
Феофан Ефтихиевич Вольсов
Крыльцо с высокой лестницей ведет с привокзальной площади в багажный зал, вытянутый параллельно платформе. К его торцам примыкают залы ожидания. Из них на перрон ведут два крыльца по бокам здания.
Вокзал Кунгура. 1965-1975 гг.
Фасады вокзала — как ориентированный на город, так и выходящий на платформу — похожи, за исключением расположения входов. Украшением фасадов служат большие арочные окна, освещающие залы ожидания. Один, включающий в себя буфет, предназначался для пассажиров первого и второго классов, другой — для пассажиров третьего класса. Наружные стены вокзала украшает скромный кирпичный декор и натуральный серый камень; своды залов ожидания оформлены пышной лепниной.
Первый поезд на вокзале. 1905-1911 гг.
Симметрия вокзала нарушается лишь башенкой с конусообразной крышей, примыкающей к залу ожидания первого и второго классов. В ней расположена лестница, ведущая на второй этаж, построенный над средней частью здания. Платформа приподнята над уровнем привокзальной площади, что позволило обустроить обширный цокольный этаж.
Вокзал Кунгура не менял своего облика с момента возведения.
1 ноября 1909 года состоялось открытие железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург.
Памятник В.И. Ленину
В 1950-х на привокзальной площади был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину, а 1 ноября 2009 года, в столетний юбилей открытия железнодорожного сообщения в Кунгуре, около мастерских появился монумент — паровоз Л-4319.
Паровоз Л-4319
Благодаря строительству железной дороги Пермь — Екатеринбург, ставшей частью главного хода Транссибирской магистрали, Кунгур был включен в железнодорожную сеть России, что способствовало успешному развитию города в последующие десятилетия. Транссиб, как и Сибирский тракт, связывает европейскую часть государства с Сибирью и странами Азии, а Кунгур стал важным пунктом этого пути.
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Музей Пермского Университета
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Портал Биограф
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Сетевое сообщество «Живой журнал»
Источник: © Железнодорожная фотогалерея «RailGallery»
Источник: © Веб-энциклопедия «Транссиб»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия