GPS: 57.664062 , 63.088296
«Новая» часть Ирбита находится к югу от железной дороги. Перенос в этот район мотоциклетного завода по окончании Великой Отечественной войны дал толчок к активному строительству жилых домов и инфраструктуры. Звание «мотоциклетной столицы России» город носит благодаря этому заводу.
Первоначально мотоциклетный завод находился в Москве. Выпуск основной продукции завода — мотоциклов М-72 — был налажен в марте 1941 года. Начавшаяся эвакуация предприятий из-за быстрого продвижения немецких войск затронула и Московский мотоциклетный завод. В качестве нового местоположения завода был выбран Ирбит. Поначалу завод разместили в историческом центре города, на бывшем пивоваренном заводе. Там он находился до 1949 года. После Великой Отечественной войны для завода выбрали новое место и построили там современный комплекс зданий, в котором сегодня и находится ИМЗ.
Модель коллекционная мотоцикла М-72 (ММЗ) с коляской. 1941 г.
Первая в эвакуации партия мотоциклов М-72, предназначенная для Красной Армии, была выпущена 25 февраля 1942. Для нужд фронта за годы войны на заводе собрали 9799 мотоциклов. На 1 сентября 1944 года на заводе в общей сложности работало 2096 человек.
План дальнейшего развития завода был создан после войны, в 1947 году. Он предусматривал серьёзные преобразования, позволявшие увеличить производительность заводских линий с 4–5 тысяч единиц в год до 20 тысяч. Построенный заново в 1949 году завод уже обладал всеми запланированными мощностями.
На складе готовой продукции Ирбитского мотоциклетного завода
Новая модель мотоцикла, получившая название «Урал», была разработана на базе мотоцикла М-72. Они продолжали поставляться в армию, а кроме того, их стали использовать и для других нужд. Впервые появилась возможность купить мотоциклы тяжёлого класса. С 1953 года Ирбит стал продавать мотоциклы за границу, как правило, в социалистические и развивающиеся страны. Самые высокие цифры зарубежных поставок приходились на 1970–1980-е годы. В середине 1980-х годов поставки резко сократились из-за распада социалистического блока. Частично восстановить объём продаваемых мотоциклов удалось благодаря странам Америки и Западной Европы.
Советский тяжёлый мотоцикл М-72 с коляской на выставке военной техники
В 1992 году завод перешёл в частные руки, но в 2000 году обанкротился. После этого сменился владелец завода, и производство мотоциклов продолжилось. Тогда же, в 2000 году, завод переименовали в ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод».
На сегодняшний день большая часть производственных линий перенесена в город Петропавловск (Казахстан). В Ирбите остался цех по сборке отдельных узлов. Производимые заводом легендарные мотоциклы «Урал» до сих пор востребованы. Завод экспортирует часть мотоциклов в разные странах, в том числе и в США. Ирбитский мотоциклетный завод — единственный в России производитель тяжёлых мотоциклов и один из немногих заводов в мире, выпускающих мотоциклы с коляской.
Памятник знаменитому оппозиту-одиночке «Волку»