Знаменитый кинорежиссер Георгий Данелия очень любил Ростов за его неповторимую атмосферу старинного провинциального города. Здесь Георгий Николаевич снял два своих фильма — комедию «Тридцать три» и фильм-притчу «Слезы капали». В обеих картинах главную роль сыграл один из самых популярных советских актеров Евгений Леонов.
Георгий Николаевич Данелия
Жизнь режиссера, родившегося в Тбилиси в грузинской семье, с раннего детства была связана с Москвой. Здесь он пошел в школу, здесь же окончил Московский архитектурный институт, учился на Высших режиссерских курсах, потом работал режиссером на «Мосфильме».
Георгий Николаевич Данелия
В 1965 году Георгий Данелия снимает свою знаменитую сатирическую комедию «Тридцать три» с Евгением Леоновым в главной роли и блестящим созвездием советских актеров: Нонной Мордюковой, Инной Чуриковой, Вячеславом Невинным, Владимиром Басовым.
Кадр из фильма «Тридцать три». 1965 г.
Кадры из фильма «Тридцать три». 1965 г.
Съемки проходили в Ростове. Особенно запоминаются выразительные черно-белые кадры города, начинающие и завершающие фильм. В начале картины перед зрителем встают купола Ростовского кремля и живописных уголков города ранним утром. Последние кадры, где жена и дети встречают вернувшегося домой героя фильма, тоже сняты туманным утром на одной из улиц, ведущих к кремлю.
Кадры из фильма «Слезы капали». 1982 г.
Второй фильм, который Данелия снимал в Ростове Великом (а также в Калуге, Ашхабаде и Одессе), назывался «Слезы капали». Он был создан в 1982 году. Основной сюжетной линией кинокартины стала современная интерпретация сказки Андерсена «Снежная королева» о разбившемся волшебном зеркале, осколок которого попал в глаз герою — жителю провинциального городка Зареченска, что повлекло за собой страшные перемены в его характере и в жизни. В этом фильме главную роль также сыграл Евгений Леонов.
Кадр из фильма «Слезы капали». 1982 г.
Финальные эпизоды фильма сняты в Ростове на берегу озера Неро на фоне Митрополичьего двора, Спасо-Яковлевского монастыря и на ближайших к кремлю улочках. Интересно, что и в этом фильме пейзажи Ростова как будто подернуты дымкой, тают в ней, что придает городу нездешний, волшебный вид.