Генеральный план Рязани 1780 года. О чем может поведать старый план города

Время прочтения: мин.

Генеральный план города может многое поведать о его истории и судьбе. Рязань получила его от столичных архитекторов, но рельеф местности, технический прогресс и сама жизнь внесли свои коррективы.

Вид на Старобазарную площадь. 1840–1850 гг. Автор фото - Иванов Н.С. Альбом «Рязань 900 лет». Издательство «Новое время», 1995 г.

Древние русские города часто имеют причудливые очертания с многочисленными изогнутыми улицами и неожиданными тупиками. Современная застройка отчасти напоминает ее. Но есть и города, выстроенные по строгому плану: они разделены на множество одинаковых прямоугольников с площадями на пересечении значимых улиц. Старый центр Рязани именно таков.

Память бывает разной. Порой нам трудно сразу определить, с чем связано то или иное явление. Первопричина давно забылась, но мы устойчиво продолжаем что-либо делать по раз и навсегда установленным правилам. Все это справедливо и в отношении планировки исторической части Рязани. 



Планы Рязанского наместничества, утверждённые 31 августа 1780 г.

План губернского города Рязани. 1780 г.

Город получил шаблон, которому следуют уже более двух веков. Когда на смену старому одноэтажному, часто деревянному центру пришли новые дома, то они сложились все в ту же привычную сетку. Более того, когда церковь, которая должна была стоять на площади, не сохранилась, она легко прочитывается по расположению близлежащих домов. Надо только захотеть увидеть.

Из-за особенностей рельефа далеко не всегда улицу можно было проложить так, как планировали столичные архитекторы. Иногда изменения вносила сама жизнь. Так, раньше главная дорога в Москву шла по улице Семинарской. Затем она переходила в Астраханскую улицу и тем самым нанизывала на себя важнейшие городские объекты. Поэтому на ней и находится большое количество каменных общественных зданий, воздвигнутых на рубеже XVIII–XIX веков. 

Рязань. Улица Семинарская. 1900-1910 гг.

Когда в 1860-х годах тянули железную дорогу в Рязань со стороны Москвы, то решили сэкономить время и деньги. Поэтому рельсы положили на хорошо слежавшуюся от времени насыпь дороги. В результате главная дорога переместилась на Московскую улицу (ныне Первомайский проспект). 


Станция «Рязань» Московско-Казанской железной дороги. Общий вид. 1902–1910 гг.



Не все дороги пересекались под прямым углом. При планировании городов в это время часто применяли трехлучие. В Рязани планировочные лучи расходятся от оживленной торговой Хлебной площади. Она соединяла под тупым углом дорогу на Москву и улицу Соборную, шедшую к прежнему административному центру, кремлю. Третий луч проходил по Мясницкой улице (ныне Горького). Это предопределило дальнейшее развитие города, и Хлебная площадь (ныне площадь Ленина) была обречена стать главной, хотя и находилась изначально в стороне от мест, где предпочитали селиться состоятельные горожане. Вот о чем может поведать старый план города.




Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © История России своими глазами

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Мир Путешествий

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Вконтакте

Источник: © map.etomesto



Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!