Авраам Фиркович был коллекционером, религиозным и общественным деятелем и учёным. Он родился в Луцке в семье, исповедовавшей караимизм — толк иудаизма. Уже в зрелом возрасте Авраам получил основательное религиозное образование, а также научился читать и писать на древнееврейском языке. В 1820 году Фиркович с женой и детьми перебрался в Крым, где сменил несколько занятий: был торговцем мукой, занимался организацией караимской типографии в Евпатории и служил воспитателем детей караимского гахана (предводителя общины).
В ответ на запрос новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова Авраам Самуилович занялся изучением истории караимов. Требовалось доказать их религиозное и этническое отличие от евреев для уравнения в правах с нееврейскими подданными Российской империи. В 1839–1840 годах он совершил путешествие по Крыму и Кавказу, собрав сотни рукописей на древнееврейском языке, в том числе чрезвычайно редких и древних.
Эту коллекцию («Первое собрание Фирковича») в 1862 году по указанию императора Александра II Императорская публичная библиотека купила за огромную сумму в 125 тысяч рублей, а в следующем году караимов уравняли в правах с прочим населением империи.
Получив средства от продажи коллекции, 73-летний Фиркович отправился в вояж по Ближнему Востоку, откуда привез ещё более обширное «второе собрание» древних рукописей (около 20 тысяч единиц), купленных и обмененных в иудейских и самаритянских общинах Палестины и Египта. Эту коллекцию после смерти Авраама Самуиловича у его наследников также купила Императорская библиотека, и сегодня два собрания Фирковича составляют крупнейший в мире фонд древних рукописных памятников на иврите.
Методы, которыми Фиркович пользовался в своей деятельности, часто были далеки от респектабельных: угрозы, обман, подкуп. В попытках доказать «древность происхождения» караимов он прибегал и к прямым фальсификациям как некоторых рукописей, так и надписей на камне. Это, впрочем, не лишает ценности собранные им материалы. Описание крымских находок содержится в основной книге Фирковича «Авне Зиккарон» («Памятные камни»).
Последние годы жизни Авраам Самуилович провёл в своём доме в предместье Бахчисарая — Чуфут-Кале (один из пещерных городов — исторический центр караимской общины) и потратил много средств и усилий (увы, тщетных) на возрождение и сохранение караимской общинной жизни в этом заброшенном городе.