Весной 1890 года внимание россиян и многих иностранных журналистов оказалось приковано к персоне Дмитрия Пешкова — 30-летнего сотника Амурского казачьего войска, который по собственной инициативе предпринял беспрецедентный конный переход от Амура до Невы. Тем самым он хотел не только продемонстрировать казацкую удаль, но и доказать редкую выносливость и неприхотливость внешне невзрачной, малорослой амурской «монголки» — азиатской породы лошадей.
Сотник Пешков, офицер Амурского конного полка, совершивший в 1890 году конный пробег от Благовещенска до Санкт—Петербурга на коне Серко. [до 1917 г]
Сотник Пешков прошедший на коне Серко из Благовещенска в Санкт–Петербург 8700 километров за 193 дня. По прибытии в Петербург Серко был подарен цесаревичу (будущему Николаю II).
Ранним утром 7 ноября 1889 года, отстояв молебен в Никольской церкви Благовещенска, на своем строевом 13-летнем коне по кличке Серый (иначе — Серко) Пешков выдвинулся из Благовещенска в направлении Санкт-Петербурга. Впереди путешественника ожидали 193 дня пути, 8283 версты (около девяти тысяч километров) и 154 населенных пункта. Большая часть пути Пешкова проходила по Сибири в условиях бездорожья, огромных безлюдных пространств и суровых морозов. Хотя в дорогу он взял только самое необходимое, весь багаж вместе со всадником весил около пяти пудов. За один дневной переход он в среднем преодолевал 43 версты. На протяжении всего путешествия Пешков вел дневник, впоследствии опубликованный.
В Томске его приняли за беглого каторжника и даже ненадолго арестовали. Но уже после Омска началось «триумфальное шествие» амурского сотника. Благодаря заметке, опубликованной в газете «Сибирский вестник», Пешкову устраивали торжественные встречи в Казани, Нижнем Новгороде, Владимире и других крупных городах. Лихого амурского казака принимали как национального героя. В то же самое время в противоположном направлении — из Европейской России на остров Сахалин — ехал молодой, но уже популярный писатель Антон Чехов. В письме к нему отец сетовал:
Антон Павлович Чехов
Во всех газетах об тебе ни слова не пишут, а казака Пешкова возвеличивают за его подвиг
В мае 1890 года амурского казака встречала многотысячная толпа москвичей. От Иверских ворот до самых казарм Донского полка он ехал под несмолкаемые овации. Вскоре с еще большим триумфом Пешков был встречен в Санкт-Петербурге. По случаю его прибытия здесь были выстроены два эскадрона лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков с трубачами и полковыми оркестрами.
За беспрецедентный конный переход, доказавший мужество и выносливость русского человека, Александр III, минуя все формальности, лично наградил Дмитрия Пешкова орденом Святой Анны III степени. Своего коня Пешков подарил августейшему атаману всех казачьих войск цесаревичу Николаю Александровичу, который через год сам побывает в Благовещенске. Конь Серый провел остаток жизни в царских конюшнях и был похоронен в Царском Селе на единственном в мире кладбище лошадей.
Портрет Александра III.
После похода, сделавшего его знаменитым, Дмитрий Пешков совершил паломничество в Палестину, окончил Петербургскую офицерскую кавалерийскую школу, был награжден боевыми орденами за участие в китайской кампании 1899–1900 годов. В 1908 году он вышел в отставку в чине командира Амурского казачьего полка. Его дальнейшая судьба неизвестна.