Александр Александрович Алябьев

Время прочтения: мин.

Композитор, основоположник русского романса, подполковник Русской армии

История

Известный русский композитор Александр Александрович Альябьев, основоположник русского романса, был также подполковником Русской армии. Бесстрашно сражался с врагом на полях Отечественной войны 1812 года. Вместе с армией дошел до Парижа.

Его оперы ставили в Большом театре Москвы. До сих пор нежно, волнующе и притягательно звучит его знаменитый романс «Соловей».


Ноты Алябьева Александра Александровича. 1911–1914 гг.

Александр Александрович Алябьев родился в Тобольске в семье правителя Тобольского наместничества Александра Васильевича Алябьева. Маленький Саша рос в артистической, музыкальной атмосфере. Отец Александра получал из столицы ноты и музыкальные инструменты, а его воспитатель прекрасно играл на скрипке и фортепиано. Известно, что у Александра Васильевича Алябьева был свой домашний оркестр.


Портрет композитора Александра Александровича Алябьева

Не удивительно, что уже в юные годы Саша слыл хорошим пианистом. Супруги Алябьевы большое внимание уделяли образованию своих детей. Их учили истории, географии, математике, немецкому и французскому языкам. Старший брат Саши, Василий, стал поэтом, автором либретто и нескольких стихотворений, на которые впоследствии Александр Александрович писал оперы и романсы.

Когда Саше было девять лет, семья Алябьевых покинула Тобольск. Это произошло в 1796 году в связи с назначением отца губернатором Астраханской губернии. Алябьев начал свою службу в Горном ведомстве в Санкт-Петербурге, а затем продолжил в Москве.


Горный институт в Санкт–Петербурге


Александр Александрович был участником Отечественной войны 1812 года. Закончил войну в Париже. Был ранен, награжден двумя орденами Анны III степени, орденом Владимира IV степени и медалью участника войны. В служебном формуляре офицера Алябьева появилась запись: «Употреблен в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения».

Орден Святой Анны III степени

Орден Святого Владимира 4–ой степени

Медаль «В память Отечественной войны 1812 г.». Автор фото – AGn.

В 1823 году Александр вышел в отставку подполковником и начал серьезно заниматься музыкой. В том же году написал оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленную в столице. В 1825 году совместно с Алексеем Николаевичем Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Николая Ивановича Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение».

Алексей Николаевич Верстовский (1799 – 1862)

Обложка программы спектакля в день открытия Большого театра в Москве. 1825 г.

Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинен в убийстве в результате нанесения побоев во время карточной игры. В 1827 году обвинительным приговором был лишен дворянского звания, наград и сослан на родину в Сибирь сроком на семь лет с наложением церковной епитимьи.

Прибыв в Тобольск, Алябьев поступил под надзор генерал-губернатора Западной Сибири Ивана Александровича Вельяминова. Тот позволил композитору заниматься музыкой. В Тобольск из Омска перевели казачий оркестр. Александр взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.



Портрет Ивана Александровича Вельяминова. Автор фото – Джордж Доу.

Сам композитор жил в приходе Воскресенской (Захарьевской) церкви, там он отбывал свое церковное покаяние. Здесь он занялся сочинением военной и церковной музыки. Эта музыка так и осталась неизданной. В это время к Александру приехала сестра, чтобы облегчить страдания изгнанника.

Церковь Захария и Елизаветы в Тобольске. 1871 г.

Захарьевская церковь в Тобольске. 1878 г.

В 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ — лечить глаза. Там он увлекся фольклором, сочинял романсы, вдохновленный кабардинскими, черкесскими и грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Там же он начал работать над музыкой к повести Александра Александровича Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек».

Позже это произведение стало основой для одноименной оперы. В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге, где он получил покровительство генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского — участника Отечественной войны, ценителя искусств. В 1838 году Александр Александрович написал музыку к пушкинской «Русалке». Спектакль поставили на сцене Большого театра. Вместо имени композитора на афише были указаны только инициалы — «А. А.».


Портрет Василия Алексеевича Перовского. 1830-е гг.

В 1843 году Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули. В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Фомича Вельтмана — лингвиста, поэта, археолога. Композитор написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора.


Александр Фомич Вельтман. 1830-е г.

В него вошли миниатюры на стихи Александра Сергеевича Пушкина, Антона Антоновича Дельвига, Василия Андреевича Жуковского, Николая Михайловича Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан без малого сто лет спустя.

Нотное издание

Песни для хора Алябьева Александра Александровича.1952 г.

Александра Алябьева не стало 22 февраля 1851 года. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. В годы советской власти монастырь был разрушен и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

Памятник композитору А.А. Алябьеву в Тобольске

Памятник композитору А.А. Алябьеву. 2017 г.

 В Тобольске имя композитора было присвоено училищу искусств и одной из главных улиц подгорной части города. В 2020 году напротив Воскресенского храма, в сквере, названном в его честь, Александру Александровичу Алябьеву был установлен памятник.



Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!