Поляков Виктор Николаевич

Время прочтения: мин.

Виктор Николаевич Поляков — ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, первый директор Волжского автомобильного завода в Тольятти.

История

Родился в Томске в семье служащего. Трудовую деятельность начал в 15-летнем возрасте учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества. В 1938 году окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института по специальности «инженер-механик по эксплуатации автотранспорта».

В том же году был призван в Красную Армию. С началом Великой Отечественной войны служил на Западном и Карельском фронтах. В октябре 1941 года был ранен. В апреле 1943 года награждён медалью «За боевые заслуги», в сентябре 1945 года — орденом Красной Звезды.




После демобилизации в 1946 году пришёл трудиться на Московский завод малолитражных автомобилей (более известный как МЗМА), где прошёл путь от инженера до директора (эту должность Поляков занимал в 1958–1963 годах). С 1965 года Поляков был назначен заместителем министра автомобильной промышленности СССР. По собственной просьбе в августе 1966 года был назначен генеральным директором Волжского автомобильного завода (ВАЗа), который ещё только предстояло построить.




Строительство ВАЗа было одним из самых амбициозных проектов 1960–1970 годов, который предстояло реализовать в сотрудничестве с итальянской фирмой FIAT. Завод, объявленный комсомольской стройкой, возводился в сложных условиях в короткие сроки. Благодаря организаторскому таланту Полякова завод был построен. 24 марта 1971 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, а в середине 1970-х годов завод вышел на проектную мощность. Таким образом, на долю директора ВАЗа пришёлся самый сложный и ответственный период строительства предприятия, его пуска и выхода на полную мощность.


Успешная деятельность Полякова не прошла незамеченной советским правительством. В 1975–1986 годах Виктора Николаевича повысили до министра автомобильной промышленности СССР. При нём Советский Союз вышел на шестое место в мире, выпуская около 1,3 млн легковых автомобилей в год. Весомую долю в этом объёме занимали тольяттинские малолитражки.

Выйдя на пенсию, Поляков не мог жить без дела. Он трудился экспертом Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, продолжая сотрудничество и с АвтоВАЗом.




Герой Социалистического Труда, почётный гражданин Тольятти и Самарской области В. Н. Поляков прожил долгую жизнь и умер в 2004 году. 19 апреля 2007 года был торжественно открыт памятник Полякову у здания заводоуправления ВАЗа в Тольятти.




Похожие личности

Юрий Александрович Гарнаев

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Юрий Петрович Бронников

Юрий Петрович Бронников (1937–2013) Герой Социалистического Труда, полный кавалер знака «Шахтерская слава»

Израиль Львович Талмуд

Ученый, инженер-химик
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!