Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Клубная, 9а

GPS: 54.521585 , 52.809350

Бугульма, расположенная на пересечении речных и сухопутных торговых и транспортных путей, сохранила своё значение благодаря успешной адаптации к изменяющимся условиям. В первую очередь, это касается введения железнодорожного сообщения в начале XX века. Открытие Волго-Бугульминской железной дороги в 1911 году стало важным событием, обеспечившим городу экономический рост и развитие.

Географически Бугульма выгодно расположена на Бугульминско-Белебеевской возвышенности на берегах реки. В прежние времена значительную часть товаров транспортировали по речным путям. То же касалось и пассажирских перевозок. Кроме того, город находился на пересечении исторически сложившихся дорожных трактов, ведущих из Казани в Оренбург и из Симбирска в Уфу, что были крупнейшими городскими центрами региона. Однако развитие железнодорожного сообщения угрожало Бугульме потерей всех преимуществ её выгодного расположения: предприимчивые люди быстро осознали превосходство железнодорожных перевозок над традиционными способами перемещения. Согласно проекту строительства железной дороги между Симбирском и Уфой, она должна была пройти на значительном расстоянии от Бугульмы, что грозило в будущем превратить город в провинциальное место, не интересное для купцов и промышленников.

Памятный камень на железнодорожной станции Бугульмы

Городские власти и состоятельные горожане приложили все усилия, чтобы изменить первоначальный проект и обеспечить Бугульме перспективное будущее. Особая заслуга в этом принадлежит председателю Бугульминской управы статскому советнику Петру Петровичу Дмитриеву. Проект был изменён, и строительство железной дороги разбили на два этапа: Мелекесс — Бугульма и Бугульма — Чишмы. Для сбора средств на постройку железной дороги в 1907 году было образовано акционерное общество «Волго-Бугульминская железная дорога». Участок от Мелекеса до Бугульмы протяжённостью 255 вёрст построили в кратчайшие сроки, и 28 августа 1911 года состоялось его торжественное открытие: жители Бугульмы встречали первый поезд со станции Мелекесс. Участок от Бугульмы до Чишмы, где произошло соединение Волго-Бугульминской и Самаро-Златоустовской дорог, был полностью готов к 1914 году. Логичным завершением столь масштабных работ стало соединение Волго-Бугульминской дороги с Московско-Казанской, что стало возможным в 1916 году после открытия Императорского моста через Волгу.


Землемеры железнодорожной линии Мелекесс-Бугульма. А. П. Рубцов – первый справа.

1912 г.

Императорский мост через Волгу в Ульяновске

В настоящее время Волго-Бугульминская дорога входит в состав Куйбышевской железной дороги. Появление железной дороги дало новый импульс развитию Бугульмы и изменило городской ландшафт: начался строительный бум, открывались предприятия, появлялись новые улицы и дома. В 1912 году было построено двухэтажное здание вокзала, реконструированное в 2005 году. Тогда же, в начале XX века, было основано одно из старейших бугульминских предприятий — локомотивное депо, на котором уже к 1917 году трудилось более 250 человек. За столетнюю историю в Бугульме сформировались целые семейные династии, связанные с железной дорогой.


Железнодорожный вокзал. 1981 г.

В 2014 году усилиями инициативной группы был открыт Музей локомотивного депо. В 2011 году Бугульма торжественно отметила 100-летний юбилей открытия железнодорожного движения: горожане считают это одним из важнейших событий в истории города. В честь этой памятной даты на Привокзальной площади был установлен памятник — паровоз «Л-9669».


Таким образом, железнодорожное сообщение стало важной частью инфраструктуры Бугульмы, способствующей её экономическому и социальному развитию.

Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Мозаики известного художника Г. В. Черёмушкина стали украшением фасада и внутренних стен вокзала Сургута 80-х годов. Город вырос и находится в ожидании нового здания вокзала.

Южный и Северный вокзалы Калининграда

Железную дорогу к Кенигсбергу подвел прусский король в середине XIX века. Через полстолетия открыли пять вокзалов, первый — Южный. Здание выполнено из темно-красного кирпича в стиле конструктивизма.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога пришла в Грязовец в 1870-х годах. Существовал другой вариант прокладки полотна, в котором станция Грязовец была не предусмотрена. Несмотря на сложности, 20 июня 1872 г. открылась железнодорожная станция Грязовец.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!