Здание Печорского Управления железной дороги

Время прочтения: мин.

Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, д. 3

GPS: 61.252579 , 46.639015

Здание в стиле сталинского ампира, построенное в Котласе в 1954 году, изначально служило управлением Печорской железной дороги. Сегодня оно сохраняет свою архитектурную значимость и, после переоборудования в школу-интернат, функционирует как частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №1».

История

Монументальное здание в стиле сталинского ампира появилось в Котласе благодаря строительству Северо-Печорской железной дороги, начатому в 1940-е годы (с 1947 года дорога получила название Печорская железная дорога). 


История этого строительства полна трагических событий. Железная дорога была возведена руками заключённых, преимущественно политических, а также спецпоселенцев и трудовых армейцев, работавших в крайне тяжёлых условиях. Работы ускорились в годы Великой Отечественной войны, так как магистраль была жизненно важна для обеспечения фронтовых нужд.



К 1942 году дорогу завершили, и для её эксплуатации потребовались рабочие кадры. В связи с этим в Котлас были переведены сотрудники Ленинградской железной дороги, так как в условиях блокады Ленинграда они не могли выполнять свои обязанности. Ситуация была критической, поэтому работники размещались во временных бараках и других неподготовленных помещениях.



После окончания Великой Отечественной войны ситуация постепенно стабилизировалась, и было принято решение построить новое здание для управления железной дорогой. Его строительство, проведённое с 1950 по 1954 год, снова осуществлялось с привлечением заключённых ГУЛАГа. К 1 мая 1954 года сотрудники смогли переехать в новое, комфортабельное здание. Оно стало одним из первых в Котласе, оборудованных центральной канализацией, водопроводом и паровым отоплением.



Однако история управления железной дорогой была недолгой: через шесть лет Печорская и пять других железных дорог были объединены в Северную железную дорогу, управление которой находилось в Ярославле. После этого здание было переоборудовано под школу-интернат, который размещался здесь в 1960 году. В процессе ремонта оригинальные интерьеры были утрачены, но архитектурный облик дома сохранился.



Здание представляет собой массивное трёхэтажное строение с горизонтальными объёмами и колоннадой, являющейся его основной архитектурной доминантой. На главном фасаде сохранилась надпись «Управление Печорской железной дороги», над которой размещена барельефная композиция с развевающимися знамёнами.


Между вторым и третьим этажами находятся медальоны с железнодорожной символикой. В настоящее время в здании размещается частное общеобразовательное учреждение под названием «РЖД лицей №1».


Похожие места

Дом И. Д. Якушкина

Дом декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина в Ялуторовске, построенный на рубеже XVIII–XIX веков, является объектом культурного наследия. Здесь сохранилась уникальная музейная экспозиция с вещами Якушкина.

Ансамбль центральной городской площади

Ансамбль центральной городской площади сформировался к концу 1930-х гг., а современный вид она приобрела в советские годы. Вместо деревянных построек были возведены фундаментальные каменные дома, в большинстве сохранившиеся до наших дней.

Дом купца С. В. Постникова

Дом купца Сергея Васильевича Постникова, построенный в эклектичном стиле в 1903 году, — одно из самых красивых зданий в Сасове. Здание является объектом культурного наследия.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!